От планера к ракете
В 1920 году Тихонравов поступает в Институт инженеров Красного воздушного Флота, созданный Николаем Егоровичем Жуковским.
В институте он начал свою конструкторскую деятельность с проектирования планера «Змей Горыныч». На Ронских международных соревнованиях в Германии в 1925 году планер поднялся на высоту 265 метров и пролетел 11 километров.
Окончив институт, Михаил Тихонравов работал у знаменитого авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова. Михаил Клавдиевич участвовал в создании нескольких советских самолетов, в том числе знаменитого «кукурузника» У-2 (с 1944 года — По-2), который в военных и мирных модификациях выпускался до 1954 года и стал одним из самых массовых самолетов в мире.
Но он не бросал и планерный спорт. Как и многие будущие знаменитые авиаконструкторы, Михаил Тихонравов был членом секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР. Именно в этой секции произошла его встреча с Сергеем Королевым, ставшая поворотной точкой в советском ракетостроении. Сергей Павлович предложил Михаилу Клавдиевичу возглавить бригаду по разработке баллистических ракет с ЖРД — жидкостным ракетным двигателем — в только что созданной группе по изучению принципов реактивного движения (ГИРД).
Как и многие будущие знаменитые авиаконструкторы, Михаил Тихонравов был членом секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР. Именно в этой секции произошла его встреча с Сергеем Королевым, ставшая поворотной точкой в советском ракетостроении
Михаил Тихонравов с энтузиазмом включился в эту работу и привлек еще нескольких инженеров. Первое время работали в необорудованном подвальном помещении на общественных началах. Остряки расшифровывали название своей организации как «группа инженеров, работающих даром». Со временем ситуация наладилась. Появилось новое оборудование.
Семнадцатого августа 1933 года на инженерном полигоне в Нахабине был успешно осуществлен пуск сконструированной Тихонравовым ракеты «09» — первой советской жидкостной ракеты. За 18 секунд полета ракета поднялась на высоту 400 метров. Руководил пуском Сергей Королев. И Королев, и Тихонравов были награждены значками «За активную оборонную работу».
В этом же году Михаил Клавдиевич начал работать в первом в мире Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ), созданном на базе Ленинградской газодинамической лаборатории (ГДЛ) и ГИРД. В этом институте Королев стал начальником отдела летательных крылатых аппаратов с ЖРД, а Тихонравов руководил отделом по разработке снарядов для реактивного миномета «Катюша».
Памятник на полигоне в Нахабино, где семнадцатого августа 1933 года был успешно осуществлен пуск сконструированной Тихонравовым ракеты «09» — первой советской жидкостной ракеты
docplayer.ru
ПРОЕКТ САМОЛЕТА «УТКА»
В 1934 г. на конкурс безопасного самолета Грибовский представил проект самолета схемы «утка». Прорабатывалось два варианта — один с прямым крылом, другой — со стреловидным. Горизонтальное оперение располагалось на двух консольных балках перед крылом. В балках размещались и основные стойки шасси. Трехместная кабина самолета устанавливалась над крылом. Указанная компоновка с двухбалочным фюзеляжем позволила разместить двигатель впереди кабины, плавно переходящей в вертикальное оперение.
Проект «Утки» получил одобрение, и Грибовскому предложили сделать продувочную модель для уточнения характеристик устойчивости. Выполненные продувки подтвердили основные расчетные данные самолета, однако строить его не стали — сказались необычность конструкции и отсутствие опыта создания самолетов подобной схемы.
В 1936 г. Грибовский вернулся к проектированию «утки», причем для ускорения работ предполагал использовать крыло и фюзеляж Г-15. Неизвестны причины, помешавшие осуществлению замысла, но самолет в итоге построен не был.
Полёт
Чтобы планер начал парить самостоятельно, ему надо как-то набрать высоту. Это можно сделать несколькими способами:
- Аэробуксировка – самый популярный способ запуска планера. Планер буксировочным фалом прицепляется к самолёту и затягивается так на высоту (такая летящая парочка называется аэропоездом), где отцепляется и начинает самостоятельное парение. Один самолёт может одновременно буксировать два планера.
- Запуск с помощью лебёдки. Тут уже лебёдка тянет трос, потом планер отцепляется и летит сам. Взлёт получается более крутой и короткий. Лебёдка не может затянуть на ту высоту, на которую затягивает самолёт, поэтому и полёт получается короче, если не получится поймать восходящий поток. Зато это дешевле, чем самолётом, ну и вроде как экологичнее.
- Самостоятельный взлёт – актуален для мотопланеров (со встроенной силовой установкой). В отличие от самолёта, мотопланер использует свой движок не всё время, а только при необходимости набора высоты (на старте или когда надо дотянуть до аэродрома).
- Есть ещё другие варианты – скатить планер с горы, запульнуть его с той же горы на чем-то вроде большой рогатки, отбуксировать автомобилем, но такие варианты не так популярны, как аэропоезд и лебёдка.
Одна из самых важных характеристик планера – это его аэродинамическое качество (К). Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что качество — это сколько метров в длину может пролететь летательный аппарат при потере одного метра высоты в штиль. То есть планер с качеством 30 может улететь на 30 метров, пока теряет метр высоты. Качество планеров может достигать 60 единиц и более.
Это достигается за счёт малого веса и удлиненного крыла. У самолётов оно значительно меньше. Например, у Бланика Л-13 максимальное качество Kmax=28,5, а у самолёта Ан-2, который этот планер может отбуксировать на высоту, Kmax=10.
Самолёт без двигателя не сможет продолжить маршрут «по-планерному», но и не свалится как кирпич – аэродинамического качества хватает, чтобы спокойно сесть на подобранную с воздуха площадку. Это относится и к многотонным пассажирским лайнерам. Например, у Аэробуса A320-214 аэродинамическое качество около 17, что позволило 15 января 2009 года после столкновения со стаей птиц и отказа обоих двигателей посадить его на Гудзон. Если заморочиться с летучестью самолёта и довести Кmax до 37, то можно получить Virgin Atlantic GlobalFlyer и пролететь на нём кругосветку без дозаправки.
Чтобы не просто планировать сверху-вниз, но и набирать высоту, планеристы используют восходящие воздушные потоки. Чаще всего используют термики (термические потоки). Они возникают в тех местах, где солнце лучше всего прогревает земную поверхность. Например, над дорогами и пашнями – они тёмные и хорошо нагреваются. Тёплый воздух от земли поднимается наверх и этим пользуются планеристы. Термики позволяют быстро набрать высоту, нужную для длительного планирования, так как имеют вертикальную скорость несколько метров в секунду и сами могут подниматься на километры. Высота термика зависит от разных факторов: он может достичь инверсионного слоя и там остановиться, может дойти до точки росы и образовать кучевое облако, а может просто постепенно раствориться, перемешавшись с окружающим воздухом.
Так как для полётов в термических потоках необходимо, чтобы прогревался воздух, в средних широтах такие полёты эффективны только весной и летом. Потоки обтекания возникают при взаимодействии воздушных масс с элементами рельефа. Например, когда ветер встречает склон холма. Сам по себе такой поток не может поднять планер выше, чем на несколько сотен метров над холмом, но может усиливаться термическим потоком от нагрева склона солнцем.
В горах можно встретить волновые потоки – они образуются при обтекании воздушной массой горных хребтов. Планер в таком потоке может подняться на высоту 15 км. Мировые рекорды по высоте подъема и дальности полёта были установлены благодаря волновым потокам.
Теоретическая реализация
Орнитоптер на мускульной тяге
Академик Тихонравов М. К. утверждает, что основная проблема в создании пилотируемого орнитоптера на мускульной тяге заключается в недостаточно высоком отношении вырабатываемой человеком мощности в течение длительного времени к суммарной массе аппарата и самого пилота. Формула вычисления мощности, необходимой для поддержания планёра в воздухе, выглядит следующим образом: N = G ⋅ w 75 {displaystyle N={frac {Gcdot w}{75}}} , где
- G {displaystyle G} — масса летательного аппарата вместе с пилотом, кг;
- w {displaystyle w} — скорость снижения аппарата, м/сек.
Академик Тихонравов принимает скорость снижения равной 0,45 м/сек. При условии, что то вес такого аппарата вместе с пилотом не должен превышать 100 кг, для поддержания горизонтального полета нужно затрачивать мощность — 0,6 л.с. При этом таких показателей мощности могут достигнуть лишь спортсмены-тяжеловесы, вес которых превышает создаваемую подъёмную силу даже без учёта веса летательного аппарата.
В настоящее время выводы академика Тихонравова опровергнуты, в том числе и экспериментально. Спортсмены велосипедисты не намного тяжелее обычных людей, но при этом способны развивать мощность 5-6 вт на кг веса (что для велосипедиста весом 85кг составляет 0,7 л.с.) и поддерживать ее в течение нескольких часов (обычная продолжительность шоссейных велогонок), а на финишной прямой в конце пятичасовой шоссейной гонки велогонщики могут кратковременно развивать максимальную мощность от 1600 Вт до 1700 Вт.
Таким образом, мускулолёты, построенные по принципу «летающего велосипеда» (лётчик, как велосипедист, ногами вращает педали, от которых вращение передаётся на пропеллер) — в настоящее время достаточно многочисленны и способны на длительные перелеты. Мировой рекорд — перелёт на расстояние 115 км за 3 часа 54 минуты 59 секунд по стопам легендарного Дедала с острова Крит на материк совершил греческий велосипедист-спортсмен K. Канеллопулос (Греция на летних Олимпийских играх 1984) на мускулолёте «MIT Daedalus».
Таким образом, основная проблема — эффективность машущего полета.
Исследования машущего полета
В России также существовал и существует интерес. Н. Е. Жуковский, изучая полеты птиц, разрабатывал свои аэродинамические теории. Значительный вклад в изучение машущего полета внесли академики М. К. Тихонравов и Г. И. Петров.
Постройкой орнитоптеров в России занималась группа проф. В. А. Киселева. При хорошем финансировании и государственной поддержке лаборатория добилась значительных результатов. Было проведено большое количество экспериментов, создана аэродинамическая теория машущего полета, а также построен ряд летающих моделей с машущим крылом, наибольшая из которых была весом 12 кг. В начале 90-х гг. в лаборатории Киселева был разработан проект пилотируемого одноместного летательного машущекрылого аппарата взлетным весом 450 кг. На проект даже была выделена часть средств, но перестройка не позволила реализовать задуманное.
Большой интерес к орнитоптерам наблюдался в СССР в предвоенное и послевоенное время, для этих целей на общественных началах был создан Комитет машущего полёта, в который входили тысячи гражданских активистов, из которых около пятисот — в Москве (среди которых было 6 докторов наук, около 40 кандидатов наук, 300 инженеров, 100 лётчиков). Работы велись совместно с орнитологами Института морфологии животных АН СССР под председательством члена-корреспондента АН СССР профессора В. В. Голубева.
Ортоптер
Сама идея орнитоптера — птицекрылого летательного аппарата — подразумевает подражание природным прототипам, птицам и насекомым, как в форме крыльев, так и в движениях ими.
Однако некоторые изобретатели в попытках создать пилотируемый аппарат на мускульной тяге, приходили к довольно замысловатым решениям, как, например, крылья-жалюзи, пытаясь превзойти природное решение техническим подходом.
Один из наиболее распространенных типов нептицеподобных машущих аппаратов — ортоптер (англ. orthopter, от др.-греч. ορθός — прямой и πτερόν — крыло; «прямокрылый») — летательный аппарат, использующий для получения подъёмной силы прямой «удар» плоскостью крыла при взмахе вниз.
Обзор сверхлегких одноместных планеров для любителей
Полет на планере может быть отличным способом для подростков открыть себе дорогу в небо, а для любителей отличный способ отдохнуть и набраться сил и энергии. Что касается подростков, то на одноместном можно оторваться от земли и отработать первоначальные навыки удержания планера по крену и тангажу. Планеристы любители кроме экономии средств, найдут полезным в покупке отсутствие необходимости проходить регистрацию, сертификацию и получать лицензию пилота планериста. В России к классу сверхлегких планеров относятся также аппараты, имеющие ограничение веса 115 кг. Качества продукта определяются, прежде всего, возможностью быстрой сборки, дешевой транспортировки, а также устойчивостью в потоке.
Качественный российский продукт на мировом рынке планеризма. Первоначально планер занял второе место в конкурсе отбора модели планера для чемпионатов «мирового класса»: идея состояла в том, чтобы проводить соревнования на одной модели планера, а первое место было отдано польского PW-5 из-за отлаженного на тот момент серийного производства, хотя уступал по большинству параметров. Теперь по делу: легкий в управлении, «управляется силой мысли», поэтому рекомендуется иметь некоторый опыт полетов на учебных планерах и начальный задел навыков пилотирования. Хорошо ведет себя в узких потоках. Затягивается на парапланерной лебедке. А отсутствие необходимости в регистрации, сертификации и свидетельства планериста позволяет сэкономить. Теперь по недостаткам: низкая ремонтопригодность и плохая устойчивость в потоках.
2. Sparrowhawk. Стоимость 44500 $. Размах крыльев 11 метров. 70 кг пустой вес
Продукция американской компании Winward Performance на основе сверхсовременных дорогих материалов с высокой удельной прочностью (углепластиков). Достоинство планера в его надежности и неплохих летных характеристиках.
Где попробовать в РФ
Информацию о планерных клубах страны можно узнать на сайте Федерации планерного спорта России.
Из ближайших к Москве это:
— аэроклуб Щёкино (бывшее Шевлино), Клинский район;— 2-й Московский Аэроклуб, аэродром Пахомово, Тульская область.
Ближайшее к Санкт-Петербургу:
— планерный клуб «Свободный полёт».
Ну а мы осенью за пару дней до закрытия сезона снимали на аэродроме Гизель в Северной Осетии всё-всё-всё про Ан-2 над горами и планеры (там можно сразу и то, и другое, и полетать на частных самосборных самолётах). Владикавказский авиационно-спортивный клуб — один из самых экономичных вариантов по стране с учётом моря впечатлений сразу. Видео вот, в начале про Ан-2, в конце про планеры:
ТОП лучших двухместных планеров для обучения полетам
Любое обучение начинается с общение и тесного контакта с инструктором, человеком, который вводит тебя в мир полетов. Чем теснее контакт, тем быстрее приходит опыт и понимание специфики воздушного полета в планере. Эту задачу решает двухместный аппарат: глайдер должен быть надежным, прощать ошибки, ремонтироваться быстрее по времени и дешевле, а еще иметь доступную цену.
1. Blanik L-13 и L-23
Самые распространенные планера с качеством 28 (32). Стоимость б/у 350000 – 570000 рублей в зависимости от года выпуска, а 10 летний Бланик Л-23 можно взять 31500$ при налете 2000 часов.
Бланик он и в Африке Бланик: устойчиво держит учлетов в потоках, достаточно вместительная кабина, вид устаревших приборов многим доставляет радость, ремонтопригодность как у советского автомобиля, в общем одни плюсы. Теперь про недостатки: достаточно тугое управление встречается довольно часто, технические характеристики на уровне 60 годов и проблемы с транспортировкой, которые выражаются в том, что нужен специальный трейлер, чтобы перевезти аппарат безопасно.
Что касается надежности полетов, то, несмотря на введение ограничения на эксплуатацию полетов планера в мире, эксплуатация спортивной версии планера Blanik L-13 AC среди планеристов считается более надежной при выполнении пилотажных полетов.
2. АC – 7. Качество 40, максимальный взлетный вес 700 кг, стоимостью 55000€
Планер российского производителя с неплохими потребительскими свойствами: невысокая стоимость является одним из достоинств, другие параметры на уровне европейских аналогов, также явный плюс в том, что разработан и продается специальный прицеп для перевозки, стоимостью 21000 €.
Есть у этого планера одна особенность, которая несколько выделяет его перед другими глайдерами: поперечное расположение пилотов в просторной кабине с широким обзором. Интересное решение для тех, кто решил влюбиться в планерные полеты надолго: инструктор сидит рядом с тобой на одном уровне, можно поговорить о красоте и безмятежности полета, но при этом сохранить внутреннюю дисциплину для наработки необходимых навыков пилотирования.
3. DG – 1000. Качество 47, стоимость порядка 140000$
Отличный европейский планер для первоначального обучения полетам и закрепления существующих навыков. Интересно, что именно эти планера заменили морально устаревшие Бланики в академиях ВВС США. Что касается потребительских качеств, то все на высоте, за исключением несколько завышенной стоимости и тесноты кабины.
Орнитоптеры в мире
В 1908 году в городе Тифлис на Махатской горе состоялась серия из тридцати успешных полётов мускульного орнитоптера-планера с ножным педальным приводом А. В. Шиукова. В 1921, в 1934 и 1935 годах Б. И. Черановский проводил опыты по полётам на орнитоптерах-планерах. В 1936 году ОСОАВИАХИМ провело успешные стендовые испытания мускульного орнитоптера с ручным приводом конструкции П. И. Смирнова. Во время стендовых испытаний лётчик М. И. Чекалин скользил по тросу с горы, расположенной на планерной станции в селе Трикотажное..
В 1981 году машущий полет осуществил и продемонстрировал прессе проф. Валентин Киселев, о чём сообщалось в газетах «Комсомольская правда», «Труд», «Московский комсомолец» от 6 ноября 1981 г., а затем — другие газеты и журналы в СССР и за рубежом.
Американский конструктор Пол Маккриди, знаменитый своим самолётом с мускульным приводом, перелетевшим в 1979 г. Ла-Манш, построил в 1986 году модель птерозавра с машущим крылом. Модель запускалась с помощью катапульты, затем она планировала, включалось машущее крыло, но так, чтобы медленные движения крыла с малой амплитудой просто не мешали модели планировать. Это была лишь внешняя имитация машущего полета. В итоге модель была продана в Смитсоновский музей за 3 млн долларов США.
Второй проект разрабатывался американо-канадской группой, возглавляемой профессором Торонтского университета Джеймсом Делоуриером. В сентябре 1991 год им удалось продемонстрировать полёт радиоуправляемой модели весом 3,36 кг.
В 2002 году появились сообщения, что Делоуриер построил пилотируемый махолет, который никак не может взлететь. Его обсчет по опубликованным данным показал, что этот аппарат и не мог летать. Однако полет состоялся в 2006 г., но только при помощи дополнительного ракетного двигателя. Делоуриер сам не считает это осуществлением машущего полета.
Хочу стать пилотом
Во времена расцвета Осоавиахима и ДОСААФа планер был промежуточной ступенью от авиамоделизма к авиационному училищу. Многие летчики так и начинали – сначала авиамодельный кружок, потом планерный клуб ДОСААФ, потом самолётный ДОСААФ и авиационное училище. Планер позволяет ощутить полёт и разобраться с пилотированием до перехода на более сложную и тяжёлую авиационную технику.
Сейчас планерных клубов не так много, как в СССР, взрослые пилоты оплачивают обучение из собственного кармана (для школьников возможны варианты), но планеризм всё ещё остаётся самым доступным по финансам способом обучения пилотированию. Никаких особых требований к курсанту для начала обучения нет (разве что ограничение по весу в 110кг), перед началом полётов нужно только пройти ВЛЭК – врачебно-лётную экспертную комиссию. Для планеристов она не так сурова, как для космонавтов или пилотов пассажирских лайнеров, надо просто запастись терпением и несколько раз съездить в соответствующее медучреждение, чтобы пройти всех специалистов.
Планерные клубы России готовят пилотов по стандартной программе (называется КУЛП-ПСБ-2013, что расшифровывается как «курс учебно-лётной подготовки на планерах и самолётах-буксировщиках»). Там расписано все, что предстоит изучить будущему пилоту-планеристу. А изучить ему предстоит очень многое ещё до того, как он первый раз сядет в планер – перед началом практики обязателен курс теории. Это очень много тем, от конструкции планера и аэродинамики до метеорологии и авиационного права.
Военное использование
Армейские планеры широко применялись во вторую мировую, чтобы доставлять войска и тяжелое вооружение. До места доставки их буксировали армейские транспортники или бомбардировщики, после чего они бесшумно приземлялись на малые грунтовые площадки. По сравнению с парашютированием планеры могли высаживать войска в значительной концентрации прямо в районе боевых действий.
Немецкие войска первые применили планерный десант в боевых операциях. Впервые десант с планеров был применен 10-го мая 1940 г. немецкими войсками для захвата форта Эбен-Эмаель в Бельгии. Также планеры применялись во время вторжения на о.Крит, при освобождении Б.Муссолини, и в операциях по снабжению.
САМОЛЕТ Г-10
Этот небольшой спортивный высокоплан начал проектироваться уже в МКБ, а его изготовление завершилось в 1933 г. В статье, помещенной в журнале «Самолет» №1 за 1934 г., Грибовский так излагал идею самолета Г-10:
В октябре — ноябре 1933 г. самолет Г-10, оснащенный опытным отечественным двигателем М-23 мощностью 65 л.с., успешно прошел государственные испытания на летно-испыта-тельной станции ВВА им. Н.Е.Жуковского. Кроме ведущего летчика-испытателя Т.Т.Алтынова, в облете самолета приняли участие еще семь летчиков из НИИ ВВС, Военно-Воздушной академии им. Жуковского, Осоавиахима и одного из авиазаводов. В отзывах летчиков отмечалось, что Г-10 может быть использован в качестве спортивно-тренировочного для аэроклубов, школ ВВС и ГВФ.
Двигатель М-23, однако, разделил судьбу многих опытных изделий и серию не пошел. По этой причине Г-10 длительное время не эксплуатировался и хранился в ангаре.
В начале 1935 г, известный летчик-спортсмен Центрального аэроклуба СССР Н.Д.Федосеев предложил включить самолет в намеченный на сентябрь года круговой перелет спортивных самолетов протяженностью 5500км. (Перелет этот неоднократно будет упоминаться в дальнейшем, в частности, в связи с самолетами Г-15 и Г-20. Поэтому уместно привести его полный маршрут: Москва — Горький — Казань — Сарапул -Пермь — Свердловск — Челябинск -Магнитогорск — Оренбург — Куйбышев — Саратов — Сталинград — Луганск — Сталино — Днепропетровск -Киев — Брянск — Москва).
Для осуществления своего предложения Федосеев нашел старенький двигатель «Вальтер» мощностью 65л.с, лично перебрал его и установил на самолет.
Перелет, как и планировалось, занял 7 дней. Г-10 шел вне конкурса, так как имел мотор меньшей мощности, чем остальные машины, оснащенные серийными М-11. Несмотря на это, Г-10 успешно прошел весь маршрут, практически наравне с другими участниками. Летчик Федосеев за проявленную инициативу и успешный перелет был награжден призом Наркомата обороны СССР — золотыми часами.
Отсутствие серийных отечественных моторов мощностью порядка 60 л.с. не позволило внедрить Г-10 в более широкую эксплуатацию, и все ограничилось постройкой единственного экземпляра.
ЛТХ: |
Модификация | Г-10 |
Размах крыла, м | 8.40 |
Длина самолета,м | 5.60 |
Высота самолета,м | |
Площадь крыла,м² | 11.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 330 |
максимальная взлетная | 505 |
Тип двигателя | 1 ПД Walter |
Мощность, л.с. | 1 × 60 |
Максимальная скорость, км/ч | 170 |
Крейсерская скорость, км/ч | 138 |
Практическая дальность, км | 700 |
Продолжительность полета, ч | 4 |
Скороподъемность, м/мин | 200 |
Практический потолок, м | 5200 |
Экипаж, чел | 2 |
Что такое орнитоптер?
Первые летательные аппараты задумывались как имитаторы полета птиц
Махолёт или орнитоптер — аэродинамический летательный аппарат, движителем которого является машущее крыло. Именно оно позволяет летать птицам, насекомым и летучим мышам, а так же вымершим птерозаврам.
Человек издавна мечтал имитировать их полёт, создавая крылья для полета. Раз за разом, век за веком.
В научных целях орнитоптеры создают массово, но никакого практического применения они не имеют: они необходимы для исследований машущего полета, и на данный момент цели грузоперевозок не ставится.
Полет птицы – очень сложный процесс
Все дело в том, что создание более крупных махолётов сталкивается со значительными трудностями. Множество конструкций на практике подтвердили этот вывод, хотя в ряде случаев позволяли перемещать значительные нагрузки.
Тем не менее, интерес к орнитоптерам не угасает: теоретически они могли бы иметь значительно более высокий КПД, чем самолёты, использующие пропеллеры или реактивные двигатели для создания тяги.
Дело в том, что их подъёмная сила и горизонтальная тяга создаётся за счет взмаха крыла, поэтому на малых скоростях махолёт может взлетать с места, с нулевым углом атаки.
У самолета эти процессы разделены — для одного используется крыло, для второго — двигатель.
Диаграмма сил во время полета птицы
Поэтому ему необходимо задрать нос и крыло, а такой взлёт увеличивает затраты энергии на преодоление сопротивления воздуха. На малых скоростях, ведь уже после взлета и набора высоты достаточно маленького крыла.
Впрочем, ситуация переворачивается при увеличении скорости: машущему крылу нужна большая площадь, а это снижает его «летучесть» из-за возрастания сопротивления воздуха, а для создания достаточной силы тяги махолёта нужны большие крылья.
И до наших дней
Топоров развил серию махолётов и развил теорию полёта
Большой вклад в изучение машущего полета и создание махолетов внес инженер В.М. Топоров. Команда под его руководством создала несколько моделей махолетов.
Так, в 1983 году была разработана модель «Илона» весом 3,5 кг. Она отрывалась от земли, взлетала, но сразу же падала.
Годом позже была сконструирована еще одна резиномоторная модель РМ-4 для полета с меньшими скоростями, чем у «Илоны». Малые скорости позволяли страховать модель при полете несложным приспособлением типа удочки рыболова. Однажды модель оторвалась от асфальта и пролетела 17,5 секунд.
В 1987 году создали полноразмерный махолет «Истина» с мотором от мотоцикла «Планета-Спорт», с сосновыми крыльями и хвостовым колесом. Её испытывал на авиасалоне в Тушино летчик-испытатель Владимир Макагонов.
Аппарат все же оторвался от земли и на малых скоростях разворачивался «задом — наперед», несмотря на свой вес в 170 кг, что было зафиксировано на видеокамеру.
Зимой 1988-1989 года махолет «бегал» ровно, не задевал на пруду рыбаков и в конце зимы два раза оторвался от земли где-то на полметра, но в ходе одного из испытаний провалился в воду и был потерян.
Так ли важны высокие технические характеристики?
Как это ни странно, но высокое аэродинамическое качество имеет значение только тогда, когда вы участник соревнования (Чемпионат Европы, соперничество с товарищем и т.д.). При свободных от соревнований полетах на планере по – проще, Янтарь Стандарт или Nimbus 3, вряд-ли возникнет желание оценивать качество полета. Обычно планеристы оценивают свои достижения по — другим критериям: кто выше поднялся в потоке, кто дальше пролетел. Конечно, соревнование с товарищем по тусовке имеет большое значение для авторитета, но победа над самим собой и свои собственные высоты куда важнее.
Хорошая скорость подъема в потоке, просторная кабина, короткая взлетно-посадочная полоса, ну, так и быть, аэродинамическое качество, простота буксировки и низкая себестоимость, пожалуй, все. Но идеальный планер только в мечтах, а реально летать можно только на том, что есть и за свою цену.
«Универсальная ракета»
В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил, что с появлением «Монолита» армейская авиация России получит возможность эффективно уничтожать цели в различных инженерных сооружениях.
«Анализ опыта боевых действий последних лет в Сирии, Ираке и других регионах, где действуют террористические группировки, показывает, что бандформирования часто укрываются и создают склады в пещерах, подземных укрытиях, сооружениях, тоннелях. Поражение таких укреплённых целей стало насущной задачей авиации», — пояснил Мураховский.
Он считает, что детище тульского «Сплава» как раз и позволит эффективно уничтожать защищённые объекты террористических группировок. Мураховский также не исключил, что в процессе модернизации «Бронебойщик» может превратиться в управляемый боеприпас.
В комментарии RT военный эксперт Юрий Кнутов также подчеркнул, что «Бронебойщик» разработан главным образом для ликвидации вражеских объектов в различных фортификациях. Правда, аналитик считает, что С-8OФП будет прекрасно справляться и с поражением позиций и сил высокотехнологичного противника.
Также по теме
«Постоянно развивающаяся линейка вооружений»: как в России совершенствуются армейские робототехнические комплексы
В российской армии будет расширена линейка применяемых робототехнических комплексов. Об этом сообщил министр обороны РФ Сергей Шойгу в…
Эксперт напомнил, что С-8OФП была создана на технологическом базисе, сформированном в ходе модернизации снарядов для РСЗО, которые предназначены для поражения площадных целей. Несмотря на это, по мнению Кнутова, «Бронебойщик» можно назвать высокоточным оружием.
«Перед тульскими конструкторами стояла задача снизить расходы на эксплуатацию армейской авиации. «Бронебойщик» удовлетворяет этому требованию, в том числе за счёт повышения точности. Этот боеприпас относится к классу неуправляемых ракет, но имеющаяся у нас информация позволяет сделать вывод, что С-80ФП способен пробивать броню и бетон, не оставляя шансов находящимся внутри целям», — заключил Кнутов.
Группа Тихонравова
Пятнадцатого марта 1950 года Михаил Тихонравов на научной конференции рассказал о результатах своих исследований по составным ракетам и созданию искусственных спутников Земли. Но в тот момент руководство института сочло его идеи фантастическими и отвлекающими от текущей работы. Конструктор был отстранен от должности, ему запретили заниматься этой проблемой.
В 1947-1951 годах М. К. Тихонравовым был сформирован в НИИ-4 коллектив энтузиастов, осуществлявших исследования по освоению космоса (легендарная группа М. К. Тихонравова). В неё входили И. М. Яцунский, Г. Ю. Максимов, Л. Н. Солдатова, А. В. Брыков, Г. М. Москаленко И. К. Бажинов, О. В. Гурко, В. Н. Галковский, Я. И. Колтунов и другие учѐные института
docplayer.ru
Но его ближайшие сотрудники — «группа Тихонравова» — исследования не прекратили. Запретной темой они занимались во внерабочее время. При этом Михаил Клавдиевич посылал результаты работы Королеву. Время работало на Тихонравова, и позже его разработки послужили основой для создания двухступенчатой ракеты.
Главной задачей Королева и Тихонравова было создание межконтинентальной баллистической ракеты, способной преодолеть земное тяготение. Благодаря усилиям Королева с января 1954 года в НИИ-4 была официально открыта тема «Исследования по вопросу создания искусственного спутника Земли», научным руководителем которой был назначен Михаил Тихонравов.
К середине 1954 года технический облик ракеты Р-7 полностью определился. А в 1955-м Михаил Тихонравов представил три варианта искусственных спутников различного назначения. Работа над запуском первого спутника велась в авральном режиме — надо было опередить США. И вот 4 октября 1957 года впервые в истории человечества на околоземную орбиту ракетой Р-7 был выведен «Спутник-1» конструкции Тихонравова.
Очень интересное направление — изготовление алмазогальванического инструмента с наномодифицированной связкой. В качестве наномодификатора применяется наноалмаз. Используются и рабочие алмазы — более крупные, которые режут, и наноалмазы, упрочняющие связку в инструменте
В дальнейшем Михаил Клавдиевич вернулся к юношеской мечте и участвовал в разработке тяжелых межпланетных кораблей для полета на Марс.
После запуска первого искусственного спутника Земли, а затем и успешного полета спутника с живым существом на борту Михаил Тихонравов был удостоен Ленинской премии, а после полета Юрия Гагарина в 1961-м — звания Героя Социалистического Труда.
За свою научно-инженерную деятельность Михаил Тихонравов был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны и различными медалями.
Тихонравов также принимал активное участие в работах по проектированию станции «Луна-9», которая 3 февраля 1966 года совершила мягкую посадку на Луну и передала панораму ее поверхности, в осуществлении первого пуска станций к Венере и к Марсу, запуска станции «Зонд-З», которая сфотографировала обратную сторону Луны.
Тихонравов принимал активное участие в решении вопросов терморегулирования и пространственного ориентирования спутников, вопросов сближения и стыковки аппаратов в космосе, а также герметичности, жизнеобеспечения, метеорной опасности и т. д.
Но в 1966 году, после смерти Королева, руководителем ОКБ-1 был назначен Василий Мишин, у которого были свои взгляды на техническую политику организации. Это отразилось на судьбе Тихонравова. Он был отстранен от работ по проектированию и назначен научным консультантом.
Скончался ракетный конструктор в 1974 году. Его работы признаны во всем мире.
Имя Михаила Клавдиевича увековечено в названии Болшевского НИИ Министерства обороны России, его именем названа главная улица города Юбилейного, выросшего из военного городка при НИИ-4.
Классификация планеров
Спортивные планеры классифицируют по размаху своего крыла и предельной взлетной массе: бывают 15-метровые (525 килограмм), 18-метровые (600 килограмм), 20-метровые (750 килограмм) планеры. Есть традиционная категория — это 15-метровые планеры с предельной массой взлета 525 кг.
Но подлинной элитой планеризма считается открытая категория, где ограничена лишь взлетная масса (не больше 850 килограмм). И цена у них соответствующая: они дороже легких самолетов.
Наиболее массовым является L-13 Blanik — это 2-местный учебный планер, который был создан в Чехословакии в 1950-х гг. (было изготовлено больше трех тысяч планеров). С полета на таком планере начинали собственную карьеру практически все планеристы мира.
elskan_min
onebackpacker00
airportdirector