Направленный микрофон или «электронное ухо»

ОБ ОБОРУДОВАНИИ BESSON ДЛЯ ТОМАТИС МЕТОДА

Чем отличается аналоговый аппарат от цифрового?

Аналоговый звук – это то, что мы слышим и воспринимаем, как окружающий мир глазами.
Цифровой звук, это набор координат, описывающих звуковую волну, и который мы напрямую услышать не можем без преобразования в аналоговый сигнал. Цифровой звук подается пакетными данными и распознать его ребенку, с нарушениями фонематического восприятия невозможно.
Метод Томатис Бессон — работает именно на аналоговом звуке. Другие же аппараты музыко-терапии используют цифровую обработку данных.
Из этого следует что, в терапевтических целях такой способ абсолютно бесполезен и никогда не сможет доказать свою объективную эффективность.

Здесь будет очень уместным привести выдержку из обращения Малгожат Шурлей – президента Международной Федерации по аудио-психо-фонологии и слуховому стимулированию от 14.01.2013 (https://www.centrumapf.pl/?s=aktualnosci;terapia-tomatis-sprzet):
«На переломе 1994/1995 годов я прошла 4-недельный курс обучения методу лично у профессора А.Томатис в Центре Томатиса в Париже. В то время это была единственная обучающая организация, о чем неоднократно повторял А.Томатис.
Плюсом к обучающему курсу была значительная практика в этом же центре, что позволило мне выполнять деятельность в этой области в городах Лондон, Эдинбург и с 1999 года руководить уже своим центром ESPACE в Варшаве (https://www.centrumapf.pl).
Именно в этот период А.Томатис разработал окончательный вариант электронного уха и вместе с Кристофом Бессоном (Christophe Besson), его учеником, начал его серийное производство.

Это был аппарат:

  • обрабатывающий звуковой сигнал аналоговым способом;
  • представляющий возможность стимулирования костной проводимостью;
  • обеспечивающий независимую регулировку напряжения звука воздушного и костного каналов;
  • обеспечивающий по отдельности регулировку для правого и левого уха — балан;
  • плавно регулирующий очень существенные параметры, введённые автором метода — задержку и прецессию;
  • фильтрующий звуковой сигнал в зависимости от потребностей;
  • приспособленный к выполнению активных упражнений с помощью диктофона.

Томатис терапия. Что это такое?

Чтобы понять, что такое эффект Томатиса нужно понимать, что ухо – это не только орган слуха, но еще и орган вестибуляции (равновесия). При этом есть довольно много разных исследований и наблюдений, что вестибулярная система опосредовано, связанна  с речью. Например: маленькие дети перед запуском речи, примерно за месяц до ее появления начинают крутиться вокруг своей оси, они, таким образом, стимулируют вестибулярную систему до речевого прорыва.

Ухо состоит из трех частей:

  1. Наружная;
  2. Средняя;
  3. Внутренняя.

Направленный микрофон или «электронное ухо»

В средней части находятся микроскопические косточки, которые передают звук, эти косточки связывают мышцы. Таким образом, при передаче звука через наушники происходит тренировка этих микроскопических мышц.

Когда Альфред Томатис стал опробовать свой аппарат, он увидел очень странный эффект, который особенно наблюдался у детей – они становились более эмоциональными. Изначально этот эффект Томатис не пытался вызвать, т.к. у него были другие задачи, но в дальнейшем именно этот эффект влияния на эмоциональную систему стал одним из ключевых эффектов для стимуляции речи.

Электронное ухо – это аппарат, при котором полный спектр звука подается с задержками одновременно на воздушную и костную проводимость.

Направленный микрофон или «электронное ухо»

У детей с РАС костная проводимость развита лучше, чем воздушная.Сначала сигнал подается на костную и с некоторыми долями секунд задержек дублируется на воздушную проводимость. Таким образом, происходит «игра» между костной и воздушной проводимостью.

Кроме этого, звук подается с фильтрацией частот (низкие, средние и высокие). Считается, что низкие частоты коррелируют с моторным развитием (телесным), средние – с речевым  развитием и высокие частоты связаны с эмоциями человека.

В качестве звуков при «Томатисе» в 80% используется музыка, зачастую Моцарт, вальсы и григорианский хорал, также записанный голос матери, голос педагога и голос самого ребенка.

Музыка Моцарта используется из-за того, что в ней очень широкий спектр частот. Голос матери используется из-за того, что ребенок, еще, будучи в утробе слышал этот голос. Таким образом, при прослушивании голоса матери во время «Томатиса», ребенок возвращается в тот сенсорный опыт, который он получал внутриутробно.

Направленный микрофон или «электронное ухо»

Таким образом, с помощью терапии звуком решаются такие задачи:

  • Развитие слухового внимания;
  • Звук становится более комфортным;
  • Тренировка вестибулярного аппарата.

Основные принципы терапии звуком:

  • Человек может воспроизводить только то, что он слышит и только так, как именно он слышит;
  • Когда меняется слух, то меняется и голос;
  • На процесс слушания можно влиять, если менять частоту звука.

Шон: как он стал тем ребенком, каким должен быть

Шон приехал в Центр Слуха из Северной Африки. Ему было семь лет и он страдал тяжелой формой аутизма. Перед тем как в три года ему поставили диагноз, доктор провел тесты на слух, т.к. поведение ребенка указывало на то, что он глухой. Шон никогда не говорил. (Мадол отмечает, что большинство аутичных детей, которых он наблюдал, начинали говорить, а потом утрачивали эту способность). В случае с Шоном, его родителям было трудно понять чего он хочет. Он не мог говорить с ними, даже с помощью жестов, хотя бы указать на что-то или применить другие невербальные приемы.

В то время, когда он зрительно ни с кем не контактировал и был замкнут, он был аутистом гипер-типа, кричал, надрывая легкие, и проявлял гиперчувствительность к звукам и прикосновениям. Как и большинство аутичных детей, он очень тяжело поддавался правилам. Он устраивал ужасные истерики, если что-то было не по нему. Его тактильная защита проявлялась в том, что он не давал себя потрогать, подстричь его волосы или почистить его зубы. Он также проявлял пищевую чувствительность, мало ел, и был чересчур капризным во время приема пищи. Кроме того, он плохо спал.

История Шона хорошо иллюстрирует, чего можно достичь с помощью слуховых тренировок, потому что он приехал из страны, где очень мало сделано для аутичных детей, по словам Мадола. После первой тридцати часовой программы звуковой стимуляции семья вернулась домой и продолжила делать то же самое, что делала до этого, а это было лишь малой частью профессиональной и речевой терапии. Помощь, доступная им, была ограничена, и они не соблюдали специальную диету и другие приемы, которые используют люди в Северной Америке. В результате эффекты от слуховых тренировок были более четкими, чем в других случаях.

Хотя Шон был невосприимчив к окружающему миру, он мог с легкостью пройти по бревну на высоте семи футов и шириной всего в 8 дюймов, по словам его родителей. Возможно, ему было легко это сделать, потому что у него не было чувства страха и осознания возможных последствий. В любом случае, он явно не имел тех проблем с равновесием и движениями, какие были у Тимми. Это указывает на то, что вестибулярный аппарат аутичных детей может хорошо работать в одном направлении, например в равновесии, но не в области общения, например, это отсутствие зрительного контакта и указаний.

Популярные статьи  Энергетические батончики

Обычно Шон проводил два часа в день на звуковой стимуляции в течение 15 дней. В первые 10 часов он слушал нефильтрованную музыку Моцарта, а затем «коктейль» звуковой стимуляции из постепенно фильтрующейся музыки с получасовыми периодами фильтрованного голоса его мамы.

После первой недели (15 часов) с ним удалось наладить небольшой зрительный контакт — удивительная и приятная неожиданность для его родителей. Шон демонстрировал небольшой контроль над своими порывами — вместо того, чтобы сразу устраивать истерики, когда его о чем-то просят, он задумывался на несколько секунд.

После второй недели (30 часов) в его голосе стало больше модулирования и больше «жаргонизмов», что означало его попытки применить выражения, которые по звучанию похожи на языковые. Как было отмечено ранее, употребление жаргонизмов – важный шаг в языковом развитии. «Даже если ему семь лет, он все равно должен пройти через этот шаг», утверждает Мадол. Шон также стал легко и быстро подчиняться

Это указывало на его умственную адаптируемость и на то, что он обращал внимание на что-либо, а вместе это требует восприимчивых слуховых навыков. 

Занятия по методике Томатис безопасны

Перед тем, как приступить к занятиям, желательно пройти исследование — сделать электроэнцефалограмму. Противопоказанием являются:

  1. эпилепсия;
  2. наличие опухолевых заболеваний;
  3. установленный кохлеарный имплантат;
  4. отит;
  5. заболевания психического характера;
  6. повышенное давление;
  7. острый период любого заболевания.

Важно отметить, что метод Томатиса не является медицинским способом лечения той или иной проблемы. При необходимости он должен подкрепляться фармакологическими и прочими процедурами, назначенными врачами

Являясь лишь дополнением к лечебным назначениям, он лишь возвращает определенные функции организма в норму, не травмируя и не вызывая опасности.

Стоимость занятия по методу Томатис (на оборудовании «РуЛисен»), возможна рассрочка. Скидки до 90%:
1-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут 30 000 руб
2-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут 30 000 руб
3-я сессия — 11 дней (по 120 мин. каждый день) 20 000 руб

ЭЛЕКТРОННОЕ «УХО»

Предлагаемая схема предназначена для прослушивания разговоров в помещениях на небольшом расстоянии. Чувствительности микрофона хватает для уверенного восприятия слабого звука (шепот, тихий разговор) на расстоянии 3. 4 м от микрофона. Дальность действия устройства — около 50 м (при длине антенны передатчика 30. 50 см). Схему передатчика желательно уменьшить до минимальных размеров (чтобы его не было видно). При использовании устройств ва на небольших расстояниях (до 15 м) питание можно снизить до 1,5. 3 В. Питать передатчик желательно от малогабаритных элементов. Ток потребления устройства составляет 3. 4 мА.

Направленный микрофон или «электронное ухо»Рисунок не помещается на странице и поэтому сжат! Для того, чтобы просмотреть его полностью, щелкните здесь.

Рабочая частота передатчика — 66. 74 МГц. Катушка LI — содержит 6 витков провода ПЭВ-2 0,5 мм и намотана на каркасе диаметром 4 мм с шагом намотки 1. 1,5 мм. Частота генератора на VT2 изменяется сдвиганием (раздвиганием) витков катушки L1.

Направленный микрофон или «электронное ухо»

Сначала о настройке. Номиналы конденсаторов С1 и С2 следует подбирать в пределах 4,7. 33 мкФ до получения наилучшего качества сигнала и максимальных чувствительности и девиации частоты. Резисторы R1 и R2 следует подбирать в пределах 330. 420 кОм и 4,7. 9,1 кОм соответственно для получения наилучшего качества. Транзистор VT1 следует выбирать с наибольшим коэффициентом усиления по току. Вместо С4 после настройки можно включить постоянный конденсатор. Если увеличивать сопротивление резистора R3,будет увеличиваться девиация частоты, что ведет к увеличению чувствительности, но при этом уменьшается выходная мощность. Конденсатор С5 подбирается в пределах I. 3,3. 8 пФ для нормального запуска ВЧ-генератора при изменении напряжения питания от 3 до 10 В.

А теперь о доработках. Если антенну подключить непосредственно к коллектору VT2, минуя С6, то увеличится мощность и дальность действия устройства. Если варикап КВ109 заменить на варикапную матрицу КВС111 (А. В), использовав из нее только один варикап, то немного увеличится качество модуляции. Вместо микрофона МКЭ-3 (ВМ1) можно использовать двухконтактные микрофоны, например от импортных магнитофонов или телефонов, включив их по схеме рис.2.

Направленный микрофон или «электронное ухо»

П416 можно заменить на любой другой ВЧ-транзистор, но при этом, возможно, понадобится изменить (подобрать экспериментально) параметры катушки L1.

ЭЛЕКТРОННОЕ ЗАЖИГАНИЕ №1 ЭЛЕКТРОННОЕ ЗАЖИГАНИЕ №2 Электронное реле включения вентилятора охлаждения Электронное сердце на таймере 555 Электронное светодиодное сердце на микроконтроллере ПРОСТО ТЕЛЕФОН МИКРОФОННЫЕ УСИЛИТЕЛИ Выносной микрофон с питанием от линии связи ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ ПЕРЕГОВОРНЫХ УСТРОЙСТВ

Потенциальная польза от Метода Томатиса

Следующие улучшения могут наблюдаться после использования Метода Томатиса при аутизме:

улучшение языковых навыков
использование местоимения «Я», когда говорит о себе, вместо употребления местоимения в третьем лице
растет желание общаться
улучшаются социальные навыки
первым идет на контакт
лучше следует указаниям
становится менее агрессивным
меньше повторяющегося поведения
улучшается зрительный контакт
больше интересуется людьми и окружающим
улучшаются слуховые навыки
улучшается чувственная интеграция
повышается гиперчувствительность к звукам
немного уменьшаются приступы гнева
дольше фокусирует внимание
уменьшается защита от прикосновений
уменьшается жестокость
увеличивается нежность
появляются предпочтения в еде
меньше капризничает за столом
можно научить проситься в туалет
лучше представляет самого себя

Что такое Электронное Ухо

Для занятий по методике Томатис был разработан специальный прибор, так называемое «Электронное ухо». Данная система функционирует как тренажер для мышц среднего уха:

  1. Звуковой сигнал передается путем воздействия на верхнюю часть черепа (костная проводимость звука) и непосредственно через наружное ухо (воздушная проводимость).
  2. Вибрации, возникающие в результате звуковых колебаний, оказывают воздействие на среднее ухо человека — улитку и вестибулярную мембрану.
  3. Эти два органа среднего уха оказывают большое влияние на стимуляцию мозга, так как передают ему нервные импульсы:
    1. улитка преобразует колебания звука в электрические импульсы;
    2. вестибулярная мембрана чутко реагирует на каждое движение, тем самым обеспечивая чувства равновесия и ритма.
  4. Стимулирование мышц, приводящих в движение части среднего уха, достигается чередованной подачей контрастных по частоте и громкости звуков. Такая «неожиданная» подача звука заставляет ухо все время находиться в тонусе, постепенно тренируясь.
  5. Для занятий используется обработанная по методике музыка — чаще это скрипичные концерты Моцарта.
  6. Занятия проходят в комфортной приятной обстановке

Во время занятия на пациента надеваются наушники, в которых звучит музыка. Звуковые колебания воздействуют на среднее ухо человека через наушники, обладающие способностью одновременно к воздушной и костной проводимостью.
Происходящие звуковые вибрации стимулируют работу мышц молоточка и стремени — органов, находящихся в среднем ухе.

Человек же в это время может заниматься самыми приятными для него вещами — рисовать, лепить, делать аппликации, даже читать или танцевать. Нежелательны лишь всевозможные активные игры в гаджетах, типа столь любимых подростками «стрелялок».

Популярные статьи  Пинетки Ботиночки крючком для малыша

Как проходит Томатис-терапия

Перед первым курсом необходимо пройти первичную консультацию со специалистом. В процессе первой встречи клинический психолог Александрова Ольга знакомится с клиентами, собирает анамнез, проводит тест TED для родителей (если Томатис будет проходить ребенок), формулирует задачи на курс Томатис (это необходимо для выбора конкретной программы).

Далее проходит сам курс Томатис: он содержит 14 сеансов по 40-80 минут (в зависимости от возраста и особенностей клиента). В течение сеанса можно играть, собирать пазлы, заниматься рукоделием, отдыхать, конструировать, рисовать, читать и писать, решать задачки, делать уроки. Можно пить, но нельзя есть. Можно общаться (не снимая наушников). Лучше, если родитель во время сеанса сидит в другой комнате (если это невозможно, то разрешается присутствовать вместе). Если ребенок уснул во время сеанса, это значит, что мозг работает. Это хороший эффект. Во время сна ребенка Томатис продолжает работать.

Необходимо проводить 4-5 сеансов в неделю, чтобы нагрузка была интенсивной, но присутствовал и отдых. После первого курса — перерыв 1 месяц

В это время важно использовать образовавшийся потенциал мозга для усиления эффекта: заниматься с логопедом, дефектологом, психологом, педагогом или просто с родителями дома (в зависимости от конкретной ситуации и целей терапии). Особенно рекомендованы занятия с аппаратом Forbrain (от компании Томатис)

Этот аппарат специально создан для усиления эффекта от основного курса Томатис. Данный аппарат также есть в нашем центре и используется специалистами на занятиях.

Далее — курс необходимо повторить (перед вторым курсом нужно проанализировать результаты первого; возможно, специалист снова предложит пройти тест TED, чтобы посмотреть разницу с началом терапии). Второй курс подразумевает новые задачи, с учетом результатов, достигнутых в первой программе Томатис.

Далее Томатис-терапия может быть окончена либо назначен третий, а, возможно, и четвертый курс (в некоторых случаях до 5 программ в год). Решение об окончании или продолжении принимают родители вместе со специалистом Томатис, основываясь на достигнутых результатах. В перерывах также особенно рекомендованы занятия с профильными специалистами, использование наушников Forbrain, чтение, прослушивание музыки дома.

Что такое метод Томатиса?

В сенсорной технике интеграции Метод Томатиса это слуховая тренировка и звуковая стимуляция. Это лечебное вмешательство в нарушения слухового восприятия, проблему внимания, обучения, речевые задержки и проблемы в общении, имеющие место в спектре аутистических расстройств. Это определение французский физик Альфред А. Томатис дал в начале 1950-х годов, когда началась его работа с оперными певцами, которым он помогал улучшить контроль над своим голосом и расширить его диапазон.

Устройство фильтрации музыки и звуков, которое он изобрел, называется Электронное Ухо. Оно стало основой его метода и приносит большую пользу в качестве тренировочного оборудования для ушей детей с задержками и нарушениями в развитии, такими как аутизм и не обучаемость. Доктор Томатис определяет Электронное Ухо как «симулятор прослушивания высокого качества». Более конкретно это система усиления и фильтрации звуков, случайным образом изменяющая частотный спектр источника звука, которым может быть музыка или голос. Звук поступает методом пульсации, целью которого является тренировка уха. Таким образом, слуховая тренировка дает уху хорошую нагрузку. Во время тренировки человек надевает наушники, которые соединяются длинным проводом с Электронным Ухом. Что касается детей, они могут свободно двигаться и играть во время тренировки.

Метод Томатиса основан на том, что слух улучшается за счет тренировки уха и стимуляции нервной системы, а с помощью записанных отфильтрованных звуков улучшается обучаемость, языковые и коммуникативные навыки, так же как и способность к социальному взаимодействию. Помогая ребенку учиться слушать, мы пробуждаем в нем ощущение самого себя. Это позволяет ему интегрировать свой внутренний мир, а затем появляется способность общаться и контактировать с окружающим миром. Мадол, директор Центра Слуха в Торонто, Канада (самый старый центр Томатиса в Северной Америке), наблюдал слуховые тренировки, которые привели к таким изменениям у многих детей. От 30 до 40 детей-аутистов приходят в Центр каждый год.

Показания к курсу Томатис-терапии

Метод обладает огромными возможностями. Однако он не является «волшебной таблеткой»

Важно соблюдать рекомендации специалиста, а также усиливать эффект между занятиями и курсами: заниматься с профильными специалистами по вашей проблеме (логопед, дефектолог, психолог, педагог и так далее); больше общаться с ребенком дома, играть, читать, слушать музыку; улучшать качество внутрисемейной коммуникации. Курс Томатис можно проходить, начиная с возраста 2 лет

Нарушения, при которых рекомендован метод:

  • Речевые проблемы у детей и взрослых (алалия, задержка речи, недоразвитие речи, низкий словарный запас, заикание/логоневроз, афазия/нарушение речи после инсульта, дизартрия, ринолалия, нарушения письменной речи, чтения — дислексия, диграфия и другие);
  • Плохая успеваемость к школьников;
  • Дискалькулия;
  • ДЦП (детский церебральный паралич);
  • Мутизм;
  • Расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм (при данном нарушении особенно рекомендован Томатис, т. к. он специальным образом влияет на коммуникацию ребенка);
  • Гипердинамический синдром (синдром дефицита внимания с гиперактивностью);
  • Умственная отсталость;
  • Синдром Дауна;
  • Задержки развития, асинхронное развитие;
  • Сочетанные нарушения;
  • Вторичные нарушения развития при потере зрения;
  • Невротические расстройства;
  • Эмоциональные проблемы: истощаемость, постоянные капризы, истерики, страхи, агрессия;
  • Трудности поведения;
  • Вялость, апатичность, гипотония;
  • Проблемы сна;
  • Тревожность.

С сохранным здоровьем взрослые люди, подростки и дети могут проходить программу Томатис в следующих целях:

  • Беременные женщины с целью снижения тревожности, облегчения будущего процесса родов и уменьшения вероятности послеродовой депрессии (есть французские исследования, которые достоверно подтверждают данные эффекты), а также для положительного влияния на развитие малыша;
  • Спортсмены с целью улучшения координации, энергичности, уверенности в себе, умения концентрироваться на цели, не отвлекаться;
  • Музыканты и дети, желающие заниматься музыкой — для развития способностей к музыке, уменьшения «фальши» при исполнении композиций, улучшения музыкального анализа;
  • Для развития способностей к иностранным языкам;
  • Для улучшения качества коммуникации, уверенности в себе;
  • Для снижения тревожности и регуляции эмоционального фона;
  • Для улучшения памяти, внимания, энергичности;
  • Студенты и школьники — для улучшения усвоения информации, повышения успеваемости.

История метода

Основоположником метода Томатис был врач-отоларинголог (ЛОР), хирург, фониатр Альфред Томатис. Будучи сыном оперного певца, в детстве он много времени проводил в оперном театре, что и породило его интерес к процессу слушания. Работая уже как врач с оперными певцами и артистами, он сделал различные исследования о связи уха и способностей человека, что и легло в основу метода.

Постепенно метод совершенствовался, область применения все больше расширялась от пения к ораторскому искусству, затем к изучению иностранных языков, помощи школьникам в улучшении успеваемости и далее к работе с особыми детьми, например, с аутизмом, сенсомоторными проблемами. Технический прогресс также не стоял на месте, и постепенно из огромной машины по преобразованию звука аппарат Томатиса превратился в маленький цифровой планшет Talks up.

В 2000 году Альфред Томатис передал своему сыну Кристиану все активы своего Метода, и тот основал компанию TOMATIS DEVELOPPEMENT S.A. На данный момент она является эксклюзивным собственником Метода Tomatis. Сейчас в компании работают внуки изобретателя Метода Томатис — Грегуар Томатис, директор и администратор, и Софи Томатис, клинический психолог и юрист.

Популярные статьи  Как сделать прозрачный экран

Комплексная слуховая тренировка (КСТ)

Другая форма сенсорной интеграции с применением звуков это Комплексная Слуховая Тренировка (КСТ), хорошо известная своим применением при аутизме. Была разработана французским доктором Гаем Берардом после его работы с доктором Томатисом в конце 1950-х годов, успешно применялась при сенсорных нарушениях, а также классическом аутизме: ДЦП, СДВ (синдром дефицита внимания), дислексия, познавательная дисфункция, расстройство Торетта, растройство Ретта и др.

Согласно доктору Берарду, работа КСТ заключается в тренировке мыщц среднего уха. Она стимулирует область мозга, относящуюся к слуховым проходам. Это нормализирует реакцию мозга на сенсорное воздействие и, таким образом, улучшает реакцию организма на сенсорную перегрузку. Как и Метод Томатиса КСТ дает языковое улучшение, социальное взаимодействие, нормальное социальное поведение, спокойствие, улучшает двигательную координацию, равновесие, повышает концентрацию внимания, уменьшает отвлекаемость. 

Основа программы КСТ – это 10 часов прослушивания специально подготовленной музыки, по полчаса два раза в день в течение 10 дней. Программу можно повторять многократно. Как и Методе Томатиса музыка имеет специфические отфильтрованные частоты, согласно определенным нуждам человека, но технологии фильтрации отличаются. Звуки поступают через прибор, называемый Аудиокинетрон или Цифровое Слуховое Аэробное устройство.

Для получения более подробной информации о КСТ см. www.aitinstitute.com

Успех программы требует установления с самого начала четко определенных целей для каждого отдельного ребенка, утверждает Мадол. Цели варьируются в зависимости от возраста ребенка, характера и серьезности его проблемы. «Существует золотое правило в работе с детьми с языковыми и коммуникативными проблемами: чем раньше, тем лучше», говорит он. Он убеждает родителей проконсультироваться со специалистом по слуховым тренировкам, когда их ребенку исполнится два года (в случае, если они обнаружили проблемы), а не ждать официально подтвержденного диагноза, который обычно ставят ближе к трем годам. «Обычно проходит полтора года или больше после начала симптомов», отмечает Мадол и добавляет, что чем раньше начать лечение, тем эффективнее оно будет.

В общем, дети, которые начинают слуховые тренировки от двух до трех лет могут достичь очень хороших, а иногда и поразительных результатов, говорит Мадол

Результаты детей 4-6 лет тоже часто очень хорошие; у детей постарше результаты уже не такие хорошие, но не во всех случаях, принимая во внимание Шона, который начал тренировки в возрасте семи лет. Что касается быстрого получения предъязыковых навыков, 80-90 % детей успешно развиваются в этом направлении. Эти навыки включают невербальные коммуникативные навыки, цель общаться, желание общаться, гибкость, спонтанность, социализацию, игривость, выражение эмоций и долгую концентрацию внимания

Некоторые дети используют голос и поизносят слова, но не факт, что это станет речью.

Еще одно золотое правило при лечении аутизма, говорит Мадол, это помнить о том, что слуховые тренировки дают лучшие результаты у тех детей, которые раньше говорили, а затем потеряли дар речи, как будто его и не было. Главный показатель успеха для всех детей – это слуховые тренировки, они улучшают предъязыковые навыки, готовят детей к более традиционным формам вмешательства – терапевтического и образовательного. «Наша работа намного облегчает обычные методы лечения, речевую терапию в частности. Ребенок становится подготовленным, потому что знает, что такое язык», говорит он.

Метод Томатиса: Слух и Аутизм

Направленный микрофон или «электронное ухо»

Специалист по слуху Пол Мадол работает с детьми-аутистами уже сорок лет и использует метод Томатиса, чтобы помочь им развить слух. По его мнению, нарушение способности слушать, которая отличается от слуха, является основным нарушением при аутизме.

Слушание, как и зрение – пассивное действие. Звуки или изображения просто воспринимаются нашими ушами и глазами. Однако, как объясняет Мадол, слух, как и зрительное восприятие, требует действия, цели, мотивации и фокуса. Чтобы услышать что-либо, мы должны сфокусировать свои уши на звуке, а чтобы увидеть – сфокусировать свои глаза на объекте. По словам Мадола человек с аутизмом внутренне изолирован, имеет трудности в общении, что мешает его способности сосредотачиваться на чем-либо.

Для каждого, кто сталкивался с аутизмом, понятно, что это коммуникативное нарушение, но Мадол ссылается на кое-что другое, что внешне никак не проявляется. «Моя точка зрения такова, что аутичному ребенку трудно общаться с окружающими, потому что ему трудно общаться с самим собой. Он получает информацию из окружающей среды — изображения, звуки и прикосновения, но у него нет чувства собственного я».

Без чувства самого себя ребенок не может систематизировать и понять изображения, звуки и прикосновения, которые он получает, таким образом, происходит путаница и подавление чувств, которые аутист пытается выразить. Мадол удачно подобрал музыкальную метафору для иллюстрации проблемы. «Если бы различные чувства были музыкальными инструментами, у аутистов эти инструменты не имели бы дирижера. Они не могут сыграть что-либо совместно, что мешает вам идти к высшей функции, языковой функции. По мнению Томатиса, ухо это дирижер. Когда я говорю об ухе, я имею в виду орган чувств и все его соединения с нервной системой и всем телом».

Отрицательные моменты методики Томатис

Отрицательные моменты методики:

  1. Риск перестимуляции – накопление нежелательных моментов (перевозбуждения);
  2. Появление нежелательного поведения, которое встречается и у нормотипичных детей: страхи, упрямство, эмоциональность и т.д.

Не стоит пугаться, ведь такое поведение наоборот может свидетельствовать о признаках в развитии. Например, ребенок, который ничего не боялся, может начать бояться темноты. Это тоже признак развития, который просто не очень удобный для родителей. По этому, не все отрицательные проявления однозначно отрицательные.

Как избежать рисков:

Постоянная обратная связь консультанта с родителями

Очень важно, чтобы консультант «Томатис» постоянно поддерживал связь с родителями, ведь негативная реакция может возникнуть дома и в таком случае, специалист может вовремя изменить программу для ребенка в другую сторону.
Постоянная обратная связь консультанта с работающими педагогами.
Индивидуальная программа для каждого ребенка.

Предыстория методики

Томатис терапия названа в честь своего создателя Альфреда Томатиса – французского врача отоларинголога.

Так как отец Альфреда был оперном певцом, его клиентами были в основном творческие люди — артисты и певцы, которые страдали нарушениями голоса. В процессе лечения своих клиентов, Альфред всем делал аудиограмму. Позже, он заметил некую закономерность, что у певцов потерявших голос – в определённых частотах были также нарушения слуха.

Далее у знаменитого отоларинголога появилась заинтересованность в том, чтобы помочь человеку с развитием слуха.  Его интересовал не физический слух, а сама способность использовать этот слух – слуховое внимание, слуховая фокусировка. Так Альфред Томатис и разработал аппарат – «электронное ухо»

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Направленный микрофон или «электронное ухо»
Ампельные цветы для кашпо: фото и названия подходящих для сада
Подвесные цветы