Кратко о развитии внимания у детей
Внимание — это психологический процесс сосредоточения сознания на каком-либо объекте. Благодаря ему человек из общего информационного потока улавливает наиболее нужную и важную для себя информацию
Развивать этот навык нужно в раннем возрасте, когда ребенок ходит в детский сад. C этой целью используют игры для развития внимания, ведь благодаря этому методу воздействия мозг легче воспринимает и запоминает нужный материал.
Виды внимания
Поскольку внимание имеет избирательную направленность, его делят на следующие виды (в зависимости от уровня волевой регуляции):
- Непроизвольное — не зависящее от усилий воли и возникающее спонтанно как ответная реакция на внешний раздражитель (резкий звук, свет и пр.). Человек моментально реагирует на такой возбудитель, ему не нужно для этого напрягаться.
- Произвольное — концентрация на действии или предмете, которая достигается благодаря волевым усилиям: изучение нового материала, запоминание и т. д.
- Послепроизвольное — увлеченность действием, которая возникает в процессе выполнения задачи.
Дети начинают использовать произвольное внимание после достижения 4-5 лет. Формированию этого навыка предшествует развитие некоторых качеств личности ребенка, в частности психологических
К ним относятся осознанное восприятие окружающей реальности и происходящих в ней событий, умение анализировать опыт прошлого, использовать речевые навыки.
От степени владения речью зависит уровень восприятия
Чем он выше, тем быстрее развивается произвольное внимание. Пока ребенок не начал ходить в школу, у него доминирует непроизвольный вид
Кроме того, внимание классифицируется по умственной, физической и сенсорной активности:
Интеллектуальное — нацелено на улучшение протекания умственных процессов (мышления, воображения, запоминания). Благодаря ему человек легко запоминает и воспроизводит информацию, создает в своем воображении четкие образы, абстрактно мыслит. Этот вид внимания наименее изучен, т. к. его трудно отследить и измерить.
Моторное — нацелено на действия и движения, позволяет контролировать и упорядочивать их, в особенности тогда, когда деятельность требует четкости и точности выполнения операций.
Сенсорное (работа органов чувств) — формируется при воздействии разных объектов на органы чувств. Отвечает за эмоции, которые возникают при взаимодействии с внешними раздражителями, и делится на зрительное, обонятельное и слуховое
Наиболее изучено зрительное внимание, т. к
оно поддается измерению и сопоставлению.
Какие свойства нужно развивать
Существует 6 свойств человеческого внимания, которые следует развивать, т. к. нарушение хотя бы одного из них может негативно отразиться на жизнедеятельности:
- Объем — влияет на способность концентрироваться одновременно на выполнении нескольких задач, удерживать их в сознании.
- Устойчивость и концентрация — позволяют не отвлекаться на посторонние раздражители во время выполнения какого-либо действия.
- Избирательность — умение сконцентрироваться на одном предмете, доводить начатое дело до конца.
- Распределение внимания — способность сосредотачиваться на выполнении нескольких задач, при этом не упуская из виду ни одну из них. Это самый сложный навык при развитии внимания.
- Переключение — умение быстро и без усилий переключаться с одного предмета на другой, не зацикливаться на одном действии (гибкость мышления).
Если ребенку сложно концентрироваться на одном действии, его внимание постоянно блуждает, он плохо запоминает изученный материал, то следует выбрать упражнения на развитие внимания
Упражнения на концентрацию для детей 6-9 лет
Дети младшего школьного возраста уже могут легко запоминать предметы, абстрактно мыслить, выстраивать логические цепочки и т. д. Однако им необходимы упражнения для дальнейшего развития и совершенствования своих навыков.
«Движение робота»
Нужно на листе бумаги начертить квадрат и разбить его на множество мелких клеток. Затем в один из них поместить фигурку робота (если нет такой игрушки, можно вырезать силуэт из бумаги или же заменить другим предметом).
Ребенок концентрирует свое внимание на положении робота, а взрослый в это время говорит, сколько шагов робот должен сделать влево или вправо, вверх или вниз
«Запрещенный цвет»
Согласно правилам, нельзя:
- называть запрещенные цвета, которые устанавливают в начале игры;
- повторять один и тот же цвет дважды.
После этого нужно задать следующие вопросы: «Какого цвета небо?», «Какого цвета трава?», «Какого цвета вишня?» и др. Если называть тот цвет, который попался в задании, нельзя или же он уже произносился 1 раз, то ответы могут быть следующего характера: «голубого, как земля», «желтого, как небо» и пр. Т. е. цвет называют другой, а предмет, указанный после него, соответствует загаданному цвету.
«Запомни все» (подходит для визуальной и слуховой концентрации)
Детям предлагают посмотреть на какой-то предмет и запомнить его. Дотрагиваться до него нельзя. После они должны закрыть глаза и воспроизвести с помощью слов все его характеристики: цвет, запах, температуру, форму и др.
«Какая цифра — запрещенная»
Взрослому нужно посчитать до 31, не называя при этом цифру «3». Вместо нее произносят фразу «не собьюсь». Затем предлагают ребенку проделать то же. Цифру можно выбрать другую.
Таблицы Шульте с цифрами
В таблице Шульте цифры располагаются в хаотическом порядке в разных клетках. Необходимо быстро и в правильной последовательности указать каждую из них. Цифры в этой игре можно заменить буквами.
Легкие анаграммы
Анаграммы — это слова, в которых буквы перепутаны местами. Ребенку необходимо увидеть комбинацию букв и угадать, какое слово скрывается за ними.
MasterVision
Сайт: https://isakov.mymv.ru/Стоимость: бесплатно
Бесплатный 3-дневный онлайн-мастер-класс «Возможности памяти»
План мастер-класса
ДЕНЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В МНЕМОТЕХНИКУ. МНЕМОТЕХНИКА — СКРЫТЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВАШЕЙ ПАМЯТИ
- Вызовы, с которыми нам приходится сталкиваться в современном мире: циф ровой дебилизм, ухудшение памяти, цифровая зависимость, снижение внимания и концентрации, СДВГ, снижение креативности, огромные объёмы информации
- Работа в ближайшем будущем. Что уже умеют компьютеры? Каково место человека на рынке труда? Какие навыки необходимы современному человеку? Как их развить?
- Слабые стороны памяти
- Сильные стороны памяти
- Мнемотехника как проверенный способ использования скрытых возможностей памяти
- Иностранные слова
— Латинские слова
— Зачем нужен иностранный язык. Билингвизм
— Сколько времени уходит на изучение иностранного языка? - Бонус: пальминг – эффективный способ снять усталость с тела, глаз, перезарядиться
ДЕНЬ 2. МНЕМОТЕХНИКА В БЫТУ
- Ухудшение памяти
— Что влияет на ухудшение памяти
— Какие прогнозы?
— Количество информации, с которым сталкивается наш мозг
— Что происходит, когда мы доверяем калькулятору, записной книжке и т.д. - Метод локаций (Цицерона, Дворец памяти, Чертоги разума)
— История появления, вспомните что-то и увидите, где это было
— Запоминание списка дел
— Запоминание списка покупок
— Запоминание ярких моментов из жизни - Бонус: метод Пифагора — простой способ улучшить память
ДЕНЬ 3. МНЕМОТЕХНИКА — ПОМОЩНИК В ЭФФЕКТИВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ЛЮДЬМИ
Почему мы забываем имена людей?
В чём особенность мозгов мнемонистов?
Польза мнемотехники
Число Данбарра — скольких людей мы помним
Почему важно помнить лица и имена людей?
Основы запоминания имён людей
— Сможете запомнить: новые сотрудники, коллеги, товарищи, знаменитые личности, одногруппники, прочее
Бонус: фингер фитнес — эффективный способ активизировать мозг где угодно и когда угодно
А если давно детство прошло?
Игры на внимательность рассчитаны на детей. Но это не значит, что во взрослом возрасте человек безнадёжен. Можно самостоятельно научиться концентрироваться путём выполнения регулярных упражнений по задержке внимания на шариковой ручке или движущейся часовой стрелке по 2–3 минуты, постепенно доводя время до четверти часа. Это считается нормой. Единственное условие – полная свобода от мыслей в голове.
Таблицы Шульте, нахождение предметов на картине на время, «найди отличия», «Мафия» способны развить в человеке концентрацию, помогая стать собранным и готовым к выполнению сложных и экстренных задач. И тогда «рассеянный с улицы Бассейной» останется только на страницах книжки Маршака.
Как сделать настольную игру на Ардуино
Для этого проекта потребуется:
- Arduino Uno / Arduino Nano;
- макетная плата;
- 3 тактовых кнопки Ардуино;
- 3 светодиода;
- 6 резисторов 220 Ом;
- провода «папа-папа».
Схема сборки игры на реакцию с Ардуино
Схема сборки Arduino Game на проверку реакции
На схеме показано подключение трех пар светодиодов и кнопок, но вы можете подключить до шести пар, изменив соответствующие настройки в скетче
Важно! Подключайте светодиоды последовательно, начиная с 4 пина, а кнопки с пина A0 до A5. Игра начинается после кратковременного зажигания всех светодиодов
При желании можно подключить пьезодинамик в Ардуино, для звукового сигнала к началу игры.
Скетч для игры на реакцию с Ардуино
/* эти переменные можно изменять */ int d1 = 1000; // начальный интервал включения в миллисекундах int d2 = 2000; // конечный интервал включения в миллисекундах int d3 = 3000; // время ожидания для кнопки byte tarrgr = 5; // количество заданий в раунде byte knp = 3; // количество пар кнопок и светодиодов /* остальной код игры не меняется */ byte pinD = 4 + knp; // светодиоды подключаются строго с pin4 и до pin9 byte pinA = 14 + knp; // кнопки подключаются строго c pinA0 и до pinA5 byte ext = 9; // переменная для выхода из while byte hit; // верно нажатые кнопки byte err; // неверно нажатые или пропущенные кнопки byte tarrgn; // подсчет количества попыток boolean finich = true; // переменная для вывода результатов unsigned long timing; // переменная для точки отсчета unsigned long setreakt; // время реакции нажатия unsigned long bestreakt = 99999; // лучшее время реакции unsigned long medreakt; // среднее время реакции void setup() { Serial.begin(9600); // подключаем цифровые пины для светодиодов for (byte i = 4; i < pinD; i++) { pinMode(i, OUTPUT); digitalWrite(i, HIGH); } delay(500); // после паузы выключаем светодиоды for (byte i = 4; i < pinD; i++) { digitalWrite(i, LOW); } // инициализируем аналоговые пины для кнопок for (byte i = 14; i < pinA; i++) { pinMode(i, INPUT); } // отключаем аналоговые пины для кнопок for (byte i = 14; i < pinA; i++) { analogWrite(i, LOW); } } void loop() { while (tarrgn < tarrgr) { // рандомно задаем пин для включения светодиода int LED = random(4, 4 + knp); int BTN = LED + 10; // задаем временной интервал, через который включится светодиод int DEL = random(d1, d2); delay(DEL); digitalWrite(LED, HIGH); timing = millis(); ext = 9; while (ext < 10 && tarrgn < tarrgr) { if (digitalRead(BTN) == HIGH) { digitalWrite(LED, LOW); setreakt = millis() - timing; delay(300); hit++; tarrgn++; ext = 11; } if (millis() - timing > d3) { digitalWrite(LED, LOW); delay(300); setreakt = 0; err++; tarrgn++; ext = 11; } } // запоминаем лучшее время реакции, исключая промахи // суммируем общее время реакции if (setreakt < bestreakt && setreakt > 100) { bestreakt = setreakt; } medreakt = medreakt + setreakt; } if (tarrgn == tarrgr && finich == true) { // вычисляем среднее время реакции medreakt = medreakt / hit; if (medreakt > 99998) { medreakt = 0; } if (bestreakt > 99998) { bestreakt = 0; } // выводим итоговые результаты на монитор порта Serial.println(); Serial.println("--- End of Raund ---"); Serial.println(); Serial.println("Hits - " + String(hit)); Serial.println("Errors - " + String(err)); Serial.println("Bestreakt - " + String(bestreakt)); Serial.println("Medreakt - " + String(medreakt)); Serial.println(); Serial.println("Please reboot for restart"); finich = false; } }
Пояснения к коду:
- все настройки скетча можно менять в начале программы;
- неправильный порядок подключения светодиодов и кнопок повлияют на работу программы. Подключать можно не более шести пар светодиодов и кнопок.
Для кого тренажеры памяти, внимания и мышления?
Данные тренировочные программы охватывают широкий диапазон сложностей и обладают гибкой настройкой параметров, что позволяет изменять характер и интенсивность нагрузок, в зависимости от ожидаемого результата.
Для дошкольного подготовительного и младшего школьного возраста
Именно в этот период использование специализированных тренажеров активизирует интенсивное развитие памяти, дает ребенку понятие про создание образов, в том числе и абстрактных, а игровая форма упражнений делает процесс развития интересным и увлекательным.
Полученные навыки повышают эффективность освоения новой информации в несколько раз, в связи с чем, ребенок может запомнить и осмыслить больший объем информации. Постепенно повышая степень мыслительной нагрузки с самой минимальной, можно подготовить нервную систему к дальнейшей учебе и избежать стрессового состояния, встречающегося в неподготовленных детей.
Для студентов и людей среднего возраста
Освоив базовые навыки и получив среднее образование, человек начинает накапливать необходимую в дальнейшем информацию в больших объемах и для этого как нельзя кстати специальные тренажеры памяти, расширяющие объем долговременного хранилища и дающие навыки обработки, сжатия и кодирования данных.
Даже находясь на постоянном рабочем месте, каждый, без исключения, нуждается в новых знаниях, навыках и развитии в целом, так как его отсутствие непременно ведет к деградации. Для этого необходимо держать свое мышление в тонусе. Онлайн тренажеры для развития мышления создадут контролируемую нагрузку на центры головного мозга и позволят регулярно заниматься саморазвитием.
Пользу от таких тренировок видно во всех сферах жизни, начиная от продуманного распределения времени, заканчивая эффективным выполнением ежедневных задач. Сконцентрированный работник больше ценится в любой компании, так как совершает гораздо меньше ошибок и всегда способен внести стоящее предложение.
Для пожилого возраста
Окончание своей карьеры и достижение поставленных целей еще не повод оставить прогресс в своем умственном развитии
Многочисленные исследования показали, что ясность ума в уважительном возрасте сильно зависит от характера и интенсивности нагрузок на память, мышление и внимание. Активная деятельность головного мозга запускает процесс восстановления и создания новых синаптических связей что благотворно сказывается на интеллекте, умственных способностях и здоровье нервной системы
Ненавязчивое и приятное времяпровождение за интеллектуальным заданием в онлайн-тренажере не только повысит внимание или сохранит память до глубокой старости, но и по заявлениям врачей поможет избежать некоторых заболеваний головного мозга, таких как болезнь Альцгеймера, основной причиной которой становится бездействие клеток головного мозга в пожилом возрасте
Игры для увеличения объема внимания (9-10 лет)
Подобные игры помогают задерживать внимание на одном объекте в течение длительного времени. Кроме того, ребенок сможет вовлекаться даже в тот процесс, который для него не является интересным, с целью довести начатое дело до конца
Поиск изменений
На столе раскладывают разные предметы в любом порядке, а затем просят ребенка посмотреть и запомнить их. После этого он должен отвернуться и сосчитать до 10. В это время взрослый меняет местами предметы или же убирает некоторые из них (можно и добавлять).
Повернувшись, ребенку необходимо указать на все изменения, которые произошли с этими объектами.
Опрос во время прогулки
Полезно и удобно развивать зрительное внимание во время прогулки. Необходимо учить детей подмечать и запоминать все, что они видят на пути
Для этого рекомендуется давать им специальные задания:
- посчитать, сколько фонарных столбов на улице по дороге от магазина до дома;
- каких машин сегодня встретилось больше — красных или черных;
- сколько детей играло на детской площадке и т. п.
Можно спрашивать (не на улице, а придя домой), что ребенок видел сегодня по дороге к дому.
Что предложить самым маленьким
Существует много развивающих игр для дошкольников. Они стимулируют не только умственные способности, но и физическую активность.
«Повторяй за мной»
Детей ставят полукругом. Напротив них становится воспитатель и называет предметы, различные по своей величине (слон, иголка, трактор, мышка и т. д.). Если предмет большой, детям необходимо стать на цыпочки и вытянуть руки вверх, демонстрируя размер объекта. Если маленький — присесть на корточки и опустить руки к полу, указывая, насколько предмет мал.
Воспитатель выполняет упражнение вместе с детьми, при этом он может специально путать их и показывать неправильно. Однако дети должны быть внимательными и не всегда повторять за педагогом. Кто допустит ошибку, тот выбывает из игры.
Играют до тех пор, пока в команде не останется 1 ребенок.
«Чего не хватает для чаепития»
Педагог называет предметы, необходимые для чаепития:
- чашка;
- блюдце;
- заварка;
- кипяток;
- сахар;
- ложка.
Можно придумать и свою игру, в которой будут фигурировать другие объекты.
«Поиск отличий»
На одной или разных карточках нарисованы одинаковые предметы. Однако на рисунке присутствуют отличия. Их количество должно соответствовать возрасту ребенка: чем он старше, тем больше отличий он сможет найти. Чем младше ребенок, тем более детальными должны быть рисунки.
Другие упражнения с визуальной составляющей
Эффективным является упражнение «Верни на место». Взрослый раскладывает на полу 5-7 разных предметов, а ребенок должен посмотреть на них в течение некоторого времени и запомнить их положение. Затем он отворачивается, а взрослый в это время меняет несколько предметов местами. Когда ребенок повернется, он должен найти эти предметы и вернуть на место.
Часто используют для маленьких детей игру «Хозяюшка». Для этого в одной емкости смешивают горох, фасоль и рис. Достаточно взять по 1 ст. л. каждого. Или же можно заменить крупы другими мелкими предметами, такими как пуговицы. Они должны иметь разную форму или цвет, чтобы ребенок мог рассортировать их по разным кучкам.
Для развития внимательности к слуховым раздражителям
Чтобы ребенок хорошо воспринимал информацию на слух, нужно практиковать с ним следующие игры:
- «Именины». Ребенку сообщают, что у куклы сегодня день рождения и необходимо позвать гостей, в качестве которых выступают другие куклы. Приглашенным придумывают имена, а затем ребенок должен назвать каждого из них по имени, пригласить за стол и предложить угощения. Количество игрушек не должно превышать 6-7.
- «Хлопки». Перед началом игры нужно договориться, что дети, услышав некоторое количество хлопков, примут договоренную позу. При 1 хлопке — сымитируют лягушку, сев на корточки и коснувшись руками пола. При 2 — станут на 1 ноге, показывая аиста, при 3 — опустятся на 4 «лапы», как волк. Дети должны запомнить и сопоставить количество хлопков с нужным животным и не ошибиться.
Почему онлайн-тренажеры ума?
Огромным останавливающим обстоятельством в тренировке памяти или внимания служит необходимость четкого планирования и подбора упражнений, соответственно, дальнейший сбор ресурсов (как материальных, так и информационных), и нужно потратить уйму времени и усилий для этого. Многие не раз собирались «взяться за себя» с понедельника, но он еще для них так и не наступил.
Готовое решение всегда удобно и если у человека нет особенных требований, связанных с определенными отклонениями в развитии, бесплатные онлайн-тренажеры для мышления, памяти или внимания как нельзя лучше подойдут для быстрого старта в саморазвитии.
Много классических игр на мышление доказали свою эффективность на протяжении столетий, однако почти все они требуют партнера. В то же время современные программы тренировок вобрали в себя только самые действенные упражнения и позволяют заниматься в любое время суток, не подстраиваясь ни под кого. Для этого даже не обязательно быть за компьютером, так как даже с помощью смартфона вы сможете с пользой провести время в ежедневной поездке на работу и потратить это время с умом.
Hedu
Онлайн-курс по развитию памяти
Научитесь запоминать большие объемы новой информации, иностранных слов, схемы и имена новых знакомых, благодаря специальным мнемотехникам.
После окончания курса вы сможете:
- Надолго запоминать иностранные слова
- Строить схемы и структуры, позволяющие «достать» нужные вам сведения
- Легко запоминать имена новых знакомых
- Перестать мгновенно забывать новое
- Запомнить новый материал, просто прочитав его
- Легко сдавать экзамены и сессии
- Освободить время для общения, семьи или хобби
Программа
Урок № 1 — Внимание
Урок № 2 — Краткосрочная и долгосрочная
Урок № 3 — Ассоциативные связи
Урок № 4 — Схемы
Урок № 5 — Как повторить изученное?
Урок № 6 — Мнемотехники
Урок № 7 — Игры
Урок № 8 — Техники, эффективные при публичных выступлениях
Рисунок по образцу
Это визуальные задания на внимательность, суть которых в следующем: вы показываете детям определённый рисунок, даёте им несколько секунд на то, чтобы его изучить, потом убираете образец и просите их быстро нарисовать на своих листках точно такой же.
Вот авторская игра, придуманная Анатолием Засобой, в таком ключе. Попросите детей нарисовать на своих листках шесть точек — вот так:
Иллюстрация: Майя Мальгина для Skillbox
Затем покажите им заранее сделанный образец (подготовьте сразу несколько вариантов, чтобы провести несколько туров игры). Дайте десять секунд на запоминание.
Иллюстрация: Майя Мальгина для Skillbox
Попросите детей за те же десять секунд соединить на своих листках шесть точек точно так же, как было на вашем рисунке, и показать результат. Правильно воспроизведут фигуру далеко не все, но это будет весело и включит азарт для следующей попытки (уже с другим образцом).
Лайфхак: если вы проводите занятие онлайн, некоторые дети, скорее всего, постараются схитрить и незаметно от вас сразу перерисовать фигуру в то время, когда вы показываете образец. Чтобы это исключить, попросите учеников держать обе ладошки поднятыми, пока вы демонстрируете им свой рисунок.
Это задание развивает не просто визуальную кратковременную память, но и ассоциативное мышление (подскажите детям, что для лучшего запоминания того, как соединены точки на образце, нужно проассоциировать получившуюся фигуру с каким-то предметом или образом, на который она похожа).
Иллюстрация: Майя Мальгина для Skillbox
Задачу можно постепенно усложнять — уменьшать время запоминания (до пяти секунд, до трёх и, наконец, до одной), увеличивать количество точек (до восьми, десяти). Главное — помнить правило: усложнение должно быть постепенным, начинать нужно с самого простого варианта, который у детей точно получится, иначе, если задание окажется им не по силам, они быстро потеряют интерес к процессу.
Иллюстрация: Майя Мальгина для Skillbox
Ещё один вариант задания на визуальное запоминание: попросите детей нарисовать четыре (постепенно количество можно увеличивать) пустых прямоугольника. Потом покажите им картинку с домино, дайте время запомнить расположение точек и предложите точно так же расставить точки в своих прямоугольниках.
Иллюстрация: Майя Мальгина для Skillbox
Кстати, недавно шведские учёные выяснили, что подобные задания на визуальную кратковременную память помогают младшеклассникам развивать свои математические навыки. Так что перед уроком математики они будут особенно полезны.
Словесные задания
Словесные игры на внимание нравятся ребятам всех возрастов. Дети начальной школы весело играют в следующие игры
«Звери в темноте»
Игроков много, лучше играть вечером при плотно закрытых шторах, а карточек на одно животное необходимо по две в зависимости от числа играющих. Картинки раздаются закрытыми. После выключения света в полной темноте каждый ищет себе пару. Но разговаривать нужно только по-звериному: подойдёт хрюканье, лай или мычание, в соответствии с тем, кому что достанется. И смешно, и полезно. Да и развитие слухового внимания обеспечено.
«Наоборот»
Ещё одно упражнение-игра «Наоборот» на самоконтроль состоит в том, что ведущий в хаотичном порядке называет 2 команды – «линия» и «слово». После первой игроками пишется «мама», после второй – рисуется полоса. Для проверки лучше сделать заготовку с предварительным списком заданий (например, ССЛС и т. д.).
Подойдут игры на внимательность «выполни приказ», «контакт», «сломанный телефон», «круги», «не пропусти хлопок», «посадка космического корабля» и многие другие, направленные на наблюдательность и исследование взаимодействия с другими людьми
Веселые подвижные «вышибалы», «штандер», «гусарики», «путаница» тоже воздействуют на внимание, но не только через слух, но и через координацию движений
Соедините цифры от меньшего к большему по порядку
Таблица задач по развитию внимания с подходящими упражнениями
Перечисленные в таблице задания можно использовать, начиная с двух лет. Однако необходимо учитывать уровень их сложности, а также навыки и способности ребенка. Такие игры подойдут и для детей 8-10 лет (и старше).
Возраст ребенка
Возрастные особенности
Цели
Игры
2-3 года
Ребенку трудно распределить внимание между 2 предметами или действиями. Он активно вслушивается, старается воспринять и запомнить информацию
Развитие речи и произвольного внимания, выработка навыка находить общие черты у нескольких предметов, зарождение чувства причастности
«Самый внимательный»: взрослый перечисляет предметы, которые принадлежат к одной категории (животные, цветы и пр.)
Ребенку необходимо назвать только те, которые относятся к этой категории.
«Найди тень»: ребенок смотрит на изображения предметов и их теней по отдельности, а затем соединяет совпадающие фрагменты
3-4 года
Появление способности сосредотачиваться на нужном объекте, развитие свойств памяти (скорости запоминания и воспроизведения, устойчивости к отвлекающим факторам) и пр.
Развитие умения концентрировать внимание и удерживать его. Возникновение навыка планировать свою деятельность и выполнять задуманное
«Лабиринт» — ребенок проводит карандашом линию от одного предмета к другому, изображенному на бумаге, прокладывая таким образом путь.
«Поиск отличий» — детям предлагают несколько похожих картинок, на которых нужно найти отличия
5-6 лет
(и старше)
Активное развитие произвольного внимания, тренировка памяти и навыка составления несложных инструкций, а также их выполнение
Формирование способности находить общее и различное у нескольких предметов, составлять алгоритм действий; развитие речи и памяти
«Сравнение двух предметов»: ребенку предлагается 2 объекта, которые нужно сравнить между собой, найти сходства и отличия. Предметы могут быть похожими или разными.
«Дорисуй»: детям дают картинки, на которых не хватает деталей (хвоста у котенка, ручки у двери). Им нужно дорисовать недостающий элемент
6-7 лет
Появление чувства ответственности, возрастание устойчивости внимания, умения контролировать свои эмоции
Совершенствование слухоречевой памяти, способности распределять внимание. Появление тесной взаимосвязи зрительной памяти и внимания, умения концентрироваться на предмете
«Наблюдатель»: ребенок в точности описывает свой путь от дома к детскому саду во всех деталях.
«Подсчеты»: детям раздают карточки, на которых изображены крестики и круги. Задача — посчитать, сколько тех и других по отдельности находится на картинке. При этом нельзя использовать ручки, карандаши и пр. Нужно визуально определить количество предметов
Как только ребенок переходит на более высокий уровень, предыдущие задачи не исключают из списка, а добавляют к новым. Кроме того, те задания, которые он выполнял ранее, усложняют (нужно найти не 2 отличия, а 5-7, и т. п.).
Такие упражнения подойдут и для детей 8-10 лет и старше.
Какие методы используются в играх
Чтобы содействовать правильному развитию всех видов внимания, применяют речевой и наглядный (демонстрационный) методы, или приемы. Они внедряются во время занятий и развивающих игр.
Речевой
Без развития речевых навыков невозможно развить память, т. к. они взаимосвязаны. Поэтому с детьми необходимо много разговаривать, а также выполнять устные задания. Подойдет игра, по правилам которой взрослый читает детям сказку, а они зарисовывают ее персонажей во время повествования.
Загадки в форме стихотворений в существенной мере стимулируют мозговую активность и развивают память. Кроме того, в их тексте уже зашифрован ответ (разгадка). Дети могут соревноваться между собой, кто быстрее отгадает.
Демонстрационный
Наглядные образы, как и словесные приемы, активизируют внимание. В таких упражнениях применяются различные предметы:
В таких упражнениях применяются различные предметы:
- картинки;
- игрушки;
- карточки и пр.
Практические занятия
К практическим заданиям можно отнести:
- Аппликации — вырезание из цветной бумаги отдельных предметов. Вместе с тем дети должны сопоставить цвет предмета с выбранным листом цветной бумаги (дыня — желтая, елка — зеленая, клубника — красная и пр.).
- Поделки — дети вместе с воспитателем или родителями лепят из полимерной глины различные фигуры, соответствующие окружающим предметам. Затем они ищут отличия и сходства у вылепленной фигурки и оригинала.
О пользе разминки для пальцев
Исследование о влиянии пальцевой гимнастики выявило её прямую стимуляцию на умственное развитие и концентрацию
Поэтому в арсенал упражнений на внимание добавляют следующие задания для рук
Ребёнок берет два одинаковых листика размером ¼ от формата А4 в каждую руку. Локти расположены на весу, прижимать их к телу нельзя. Необходимо попросить ребёнка смять бумажки в ладонях одновременно до получения комочков. А теперь из этих «шариков» нужно обратно получить листочки, причём условия остаются прежние: локти свободные, каждая рука расправляет бумагу параллельно с другой. Это сложно, но эффективно координирует работу мозговых полушарий между собой.